АУТИЗМ - болезнь или особенности развития?

Что объединяет таких талантливых и известных личностей, как А. Энштейн,  В.А.Моцарт, Льюис Керрол, Н.Тесла, Леонардо да Винчи  и Бил Гейтс? Безусловная сила характера, желание быть принятым обществом и один общий диагноз – АУТИЗМ.

Термин «аутизм» только в 1943 году был отнесён к концепту в современном понимании этого слова. Так что, по сути, это не так давно открытое, не до конца изученное расстройство нервной системы, которое переводится с греческого, как «погружение в себя». Характеризуется это нарушение, дефектом социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, и повторяющимся поведением. А поскольку существуют сложности взаимодействия с внешним миром, возникают проблемы в социализации.

Во всём мире примерно 67 миллионов человек страдают от аутизма. Однако аутизм – это не заболевание, это расстройство развития, имеющее генетическую природу. Аутизмом нельзя заразиться, от него нельзя вылечится. С расстройством аутистического спектра, человек рождается, живёт и доживает до глубокой старости, проявляя фантастическую память и незаурядные способности. Задача родителей не пропустить тревожные симптомы, для своевременной помощи ребенку. Внимательное наблюдение за поведением своего малыша, позволит раньше выявить расстройство, а тем самым повысить шанс, адаптации и социализации ребенка!

Признаки расстройства аутистического спектра

  1. Первое проявление аутизма у детей - это практически полное отсутствие зрительного контакта. Ребенок устанавливает его крайне редко или делает это необычным образом: смотрит будто сквозь или искоса.
  2. Ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет простые указания, при этом вы наверняка знаете, что проблем со слухом у него нет.
  3. Малыш проявляет очень мало интереса к окружающему миру и людям. Не откликается на призыв посмотреть туда, куда показывает взрослый и сам не использует указательные жесты.
  4. Если понаблюдать за ним, можно заметить, что он словно пребывает в каком-то своем мире. Играет преимущественно в одиночестве, не интересуется игрушками, или выставляет их в ряд, крутит колеса машин и конструкторов, вместо того чтобы катать или строить.
  5. Не пытается повторять/копировать поведение родителей или других детей. Ему совершенно не интересно играть с ровесниками.
  6. Признаком аутизма может служить также такая особенность: ребенок сперва заговорил, а потом замолчал, такой своеобразный «откат» в развитии. Словарный запас не соответствует возрасту, а в тяжелых случаях недостаточный.
  7. Распознать аутизм можно и по манере общения: дети с таким отклонением могут общаться, не используя мимику и жесты. Привлекают к себе внимание необычным стереотипным поведением: передвигаются на цыпочках, совершают своеобразные действия руками, вращения головой покачиваются или подпрыгивают.
  8. Малыш может механически многократно повторять слова или выражения, которые услышит из разговора или телевизора. При разговоре с взрослым, может повторять, последние услышанные слова.
  9. Ребенок старается избегать прикосновений, объятий, поглаживаний.
  10. Проявляется аутизм и в виде страха перед громкими звуками и любыми изменениями в окружающей его среде, ребенок может закрывать ладонями глаза и уши, кричать и проявлять агрессию.

На данный момент не существует ни анализов, ни изменений в человеческом организме, по которым можно диагностировать аутизм. Диагноз основывается на наблюдении за поведением человека, психиатрическом скрининге. Если у малыша обнаружены нарушения и присутствуют вышеперечисленные признаки, его направляют на углубленное обследование. В нем помимо психиатра, будут задействованы: психолог, невролог, логопед.

«Люди дождя», как принято называть носителей аутистического спектра, видят мир иначе. Может именно поэтому среди них так много гениев, талантливых и неординарных личностей. Вместе с тем, их не понимают, считают странными и больными людьми. Не оценимой помощью для них окажется эмоциональная и психологическая поддержка от окружающих! Заверение в их индивидуальности и принятии. Уважая их право на полноценную жизнь и на личные границы, каждый из нас участвует в «оздоровлении» общества!

Психолог УЗ «Вороновская ЦРБ» Захаренко Н.Н.