17 сентября - Всемирный день безопасности пациентов

Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Неблагоприятные реакции могут возникнуть в результате любых медицинских вмешательств даже при их правильном выполнении (вне зависимости от того, имеют ли они диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность).

Отметим, что по оценкам ведущих мировых специалистов, в разных странах только при оказании стационарной помощи, возможно причинение вреда по меньшей мере каждому 10 пациенту.

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, в рамках 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 194 страны объявили 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

«Не навреди» (primum non nocere) — старейший принцип медицинской этики, который должен неукоснительно соблюдаться. Тем не менее, врачебные ошибки случаются, причем гораздо чаще, чем того хотелось бы, поэтому вопрос безопасности пациентов остро стоит не только в  развивающихся, но и в развитых государствах.

Говорить на языке безопасности пациента

Медицинская помощь не должна причинять вреда никому!

  • Профилактика заболеваний - основа вашего здоровья и благополучия.
  • Своевременно обращаться за медицинской помощью и быть активно вовлеченным в сохранение и поддержание вашего собственного здоровья.
  • Обязательно предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье.
  • Не стесняться задавать вопросы медицинскому персоналу.
  • Информировать медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи, в т. ч. по вопросам обезболивания.
  • Рассматривайте пациентов как партнеров при оказании им медицинской помощи.
  • Работайте в духе сотрудничества в интересах безопасности пациентов.
  • Постоянно повышайте свою квалификацию и углубляйте знания по безопасности пациентов.
  • Формируйте культуру безопасности пациентов в медицинских организациях в духе открытости и прозрачности.
  • Поощряйте представление информации об ошибках без акцента на наказании виновных, но в интересах извлечения уроков для безопасности пациентов.

Всемирный день безопасности пациентов — это глобальная кампания по повышению осведомленности о безопасности пациентов и координированию усилий для ее обеспечения как на национальном, так и на международном уровне.

Главные его задачи — повысить осведомленность о проблемах безопасности пациентов во всем мире, подчеркнуть центральную роль безопасности пациентов в достижении всеобщего охвата медико-санитарными услугами и целей в области устойчивого развития, поощрять разработку систем и процедур, которые позволяют уменьшить количество врачебных ошибок и ликвидировать последствия уже совершенных.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ – это кампания для всех заинтересованных сторон в системе здравоохранения для совместной работы по повышению безопасности пациентов.

 ГЛОБАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ

  1. Глобальные задачи (охватывающие значительные риски для пациентов):
    • профилактика и борьба с инфекциями
    • обеспечение хирургической безопасности.
  2. «Пациенты за свою безопасность» (обучение, вовлечение пациентов).
  3. Научные исследования для обеспечения безопасности пациентов (изучение неблагоприятных событий).
  4. Международная классификация в области безопасности пациентов (ICPS).
  5. Обучение медицинского персонала для обеспечения безопасности пациентов (предотвращение возможного причинения вреда пациентам).
  6. Мероприятия и действия (решения) по предотвращению повторного возникновения проблем по безопасности пациентов.
  7. Внедрение подхода «5s» - разработка стандартизованных методик по обеспечению безопасности пациентов.
  8. Использование новых технологий для улучшения безопасности пациентов.
  9. Управление и обмен знаниями между государствами и партнерскими организациями для безопасности пациентов на глобальном уровне.
  10. Обеспечение безопасности пациентов при переливании крови.
  11. Обучение для повышения безопасности медицинской помощи – обучение студентов медицинских ВУЗов.
  12. Стимулирование медицинских работников и организаций за достижения в области безопасности пациентов.
  13. Единые медицинские контрольные списки (перечни, чек-листы) для медицинских работников (по разным направлениям медицинской деятельности) «Мы хотим, чтобы все пациенты, их защитники и лица, осуществляющие уход, взяли на себя обязательство уделять первостепенное внимание  безопасности пациентов и сделать здравоохранение более безопасным во всем мире!»

БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО.

Врач-терапевт приемного отделения Вороновской ЦРБ

В.В.Неделько